Часть IV. Чанг Май.

Чанг Май (Chiang Mai) — северное сердце Таиланда. Здесь проживает порядка 130 тысяч человек. Это крупнейший город на севере Таиланда, столица одноимённой провинции. Чанг Май — является древним культурным центром страны и одним из важных туристических центров. В городе расположен один из крупнейших тайских высших заведений — Чангмайский университет, чей студенческий городок занимает почти четверть территории города. Город основал в 1292-м году князь (затем король) Менграй. Название города означает “новая крепость”

Чанг Май находится примерно в 700 км от Бангкока. Добраться сюда проще всего на самолёте, так как в городе есть международный аэропорт, куда можно прилететь из любой точки Таиланда, и некоторых других стран. Мы же добирались сюда автобусом из городка Чанг Дао. Ехать по горным серпантинам пришлось примерно 3 часа.

В Чанг Мае нас встретил тот же водитель, с которым мы ехали из Чанг Рая в Чанг Дао. Он здесь живёт, и предложил нас прокатить по основным интересным местам города.

В Чанг Мае мы решили остаться на три дня. Поедем, заселимся сначала.


Отельчик в Чанг Мае оказался довольно хорошим, оформленным в характерном тайском стиле. Номера в отеле находятся в деревянных избах.


Бассейн даже есть. Это очень хорошо, так как всегда можно освежиться, тем более что от Чанг Мая до моря далековато.


Одно не порадовало — было довольно шумно. Тем более что номера сделаны из древесины. То птица закричит, то зверь по крыше пролезет, мотоцикл проедет, самолёт пролетит... Атмосфера потрясающая! Но жить можно.

Район нашего отеля. Пешком до центра идти не далеко, минут 10.


Проедемся по городу.


Чанг Май выглядит примерно так.


...


По городу встречаются руины старинных храмов.


Столбы, с характерными чангмасйкими светильниками.


Заведение, где можно перекусить.


Чанг Май состоит из исторической части, которая представляет собой квадрат, шириной примерно 1,6 км. Этот квадрат представляет собой водяной канал, окружающий старый город. Через канал проходит множество мостов и перешейков, соединяющих одну часть города с другой.


Вокруг канала, имеются остатки старинных крепостных стен.


Чангмайские мотоциклисты.


Торгаш на велорикше.


Основным городским транспортом в Чанг Мае (как и на всём севере Таиланда), — является “сонгтео”. Они представляют собой крытые пикапы со скамейками по обеим сторонам кузова. Цвет их различный, это зависит от места курсирования. Те, которые ездят по центру города — окрашены в красный цвет. Они курсируют по определённым маршрутам, но смысл пользования сонгтео сводится к следующему. Нужно поймать машину, спросить у водителя, сможет ли он подвести к нужному месту, и если да, то садишься и едешь. Ехать в них не очень удобно, сонгтео рассчитаны под низких тайцев, так что приходится горбиться. Да и окошко расположено довольно низко. Оплата проезда при выходе.


Есть ещё и тук-туки с вывеской “TAXI”. Такие же, как и в Бангкоке. Стоимость проезда здесь дороже, чем в сонгтео, так как это не общественный транспорт, а такси.


Пешеходный переход. Для того чтобы перейти его, необходимо нажать специальную кнопочку для вызова зелёного света. Тогда все машины остановятся, и для пешехода будет зелёный свет на 10 секунд. Очень удобно.


Вечерний Чанг Май.


Чанг Май ценится своими буддистскими храмами. Их здесь просто немерено.


Особенно в цетре города. Здесь нельзя пройти и 100 метров, чтобы хотя бы на горизонте не увидеть храм.


Так как их тут огромное количество, для осмотра я выбрал наиболее привлекательные храмы. Поедем посмотрим, что здесь за храмы.

Серебряный храм. Он так же известен под тайским названием “Ват Шри Супхан”. Особенность храма состоит в отделке — стены, крыша и интерьер выполнены из покрытых серебром металлических пластин, на которых объемно изображены важные сцены из жизни Будды и классические бытовые зарисовки. Храм очень маленький.


Этот храм не очень популярен среди туристов, поэтому, их здесь практически нет.


Внутри как всегда сидит Будда, а всё вокруг сделано из поражающей воображение чеканки.


Возле храма — Ганеша.


Кругом слышны стуки молотков по металлу. Сейчас на территории серебряного храма действует как производство серебряных и металлических чеканных картин, так и обучающие курсы по чеканке. Девушка занимается чеканкой.


К сожалению, для женщин вход внутрь этого храма строго запрещен. Можно только снаружи посмотреть.


Зайдём, пообедаем в расположенный поблизости ресторан. Выбирать блюда доверили нашему водителю. Вот какой-то суп, состоящий из чего попало. Ещё и палочками пришлось есть. Зато вкусно.


А это блюдо состоит из яичницы, креветок, зелени, орешков, лапши, соевых ростков и может быть чего-то ещё. Очень вкусно и не остро.


Ещё очень понравились какие цветочные напитки из фиалок и прочих цветов.

Ват Суан Док. Считается одним из древнейших храмов, которые сохранились в Таиланде. Храм был основан королём Куе На в 1370 году. Его название в переводе с тайского языка значит “Храм цветочного сада”.


Центром храма является позолоченная 48-и метровая чеди, иначе именуемая ступой.


Окруженная многоголовыми мифическими змеями — Наги. Внутри чеди по преданию хранятся древнейшие реликвии — мощи Будды Гаутама.


Но не это самое интересное. Храм интересен сияющими ослепительной белизной десятками маленьких чеди, которые являются хранилищами праха членов королевской семьи Чианг Мая. Это “кладбище” началось с того, что в начале XX века принцесса по имени Дара Рашми, являющаяся супругой короля Рамы V и дочь короля Ланны Интхавичайянона, решила собрать вместе прах своих предков, который в то время располагался в различных храмах и дворцах Чанг Мая.


Зайдём помолимся внутрь основного, недавно отремонтированного помещения храма — вихарна.


Пора на выход.


И ехать дальше.


Сейчас мы на горе Дой Сутеп, которая находится в западной части Чанг Мая, примерно в 15 км за пределами города. Сюда ходит огромное количество сонгтео со всего города. А всё потому что здесь находится самый главный храм Чанг Мая — “Ват Прахат Дой Сутеп”, который является для тайцев основным местом паломничества и основным туристическим объектом, который обязательно посещают все приезжие туристы в Чанг Май.


Внизу находится статуя монаха, который имеет отношение к строительству этого храма.


И вот такие вот зверюшки.


Для того чтобы попасть в храм, нужно подняться по сравнительно длинной лестнице, состоящей из 300 ступенек. Или на фуникулёре, для ленивых. Лестницу к храму охраняют как обычно дракончики — наги.


Вот честно, когда видишь всех этих зверюшек-дракончиков-змей, так не покидает чувство, что находишься в каком-то сказочном государстве, со всеми этими сказочными персонажами.


Ват Прахат Дой Сутеп. Храм расположен на высоте 1073 метра над уровнем моря, над Чанг Маем его высота составляет примерно на 700 метров. Построен в 1383-м году в период правления тайского королевства Ланна. Спустя какое-то время один из правителей молодого государства решил перенести часть праха Будды из храма Ват Суан Док в новое, специально построенное святилище. Легенда гласит, что место постройки храма было выбрано слоном, на спину прикрепили урну с прахом Будды и отпустили. Слон отправился бродить по склону горы, где по достижении подходящего места, он проревел, три раза обошел по кругу, опустился на колени и тут же умер — что было интерпретировано как знак, указывающий на благоприятное место.

Вот мы и наверху.


Собственно, сама позолоченная ступа. В ясный солнечный день её видно из любой точки Чанг Мая.


Здесь есть смотровая площадка, откуда открываются “прекрасные” виды на Чанг Май.


Всему виной ужасная дымка, которая, похоже что сопровождает весь Таиланд. Да и Чанг Май сверху не особенно красив. Впрочем, как и снизу.


Пройдёмся по территории храма.


В принципе, ничего такого особенного в этом храме нет. Ну кроме того что это легендарный храм, и его посещает каждый уважающий себя турист. Здесь туристов настолько много, что приходится очень постараться, чтобы что сфотографировать объект, без посторонних лиц.


Вот как в таких условиях можно устроить фотосессию?


Вообще, мнение о храме сложилось не однозначное. С одной стороны, здесь красиво и безусловно интересно, как и во всех тайских храмах. Но с другой стороны, складывается впечатление, что это огромный туристический аттракцион по сбору пожертвований. Можно зайти в храм, где сидит монах, и благословляет посетителей священной водичкой, за пожертвование.


И поехать дальше.


Остановимся, перекусим щупалец осьминогов. В принципе, вкусно, но есть чистые щупальца просто так, без основного блюда — как-то не очень интересно.


Более интересно будет зайти в местный ресторанчик, заказать супа с различными щупальцами, кучей трав и овощей, очень похожий цветом на наш борщ. Суп очень вкусный, за исключением одного момента — он оказался невероятно острым! Целиком съесть его не удалось. Это при том что обещали что будет не очень остро. У тайцев своё понимание остроты блюд. Если это считается не очень острым, боюсь себе представить что тогда в Таиланде считается острым.


Ладно, закажем ещё и кальмар с овощами. Это блюдо оказалось не менее вкусным, но более съедобным.


С утра наш тайский водитель, по моей просьбе, решил отыскать семена базилика, напитки из которых мне очень полюбились во время путешествия по Ирану. К сожалению, семена были уже замочены, поэтому пришлось сразу их развести каким-то цветочным тайским напитком. Достать же сухие семена в Таиланде, оказалась неосуществимой для меня задачей. Хотя они здесь, безусловно есть.


Ну а мы продолжаем исследовать храмы Чанг Мая.

Ват Па Пао. Храм основан этнической группой Тхай Яй, выходцев из штата Шан (Бирма) в конце XIX века. Храм был построен в небольшой роще деревьев Бао, что и дало ему имя. В 1891-м году по приказу короля Интавичаянона была возведена ступа и деревянный вихарн. Храм построен в Бирманском стиле. Храм до сих пор является культурным центром для Тхай Яй.

В центре двора расположена большая ступа, по периметру сооружен древний каменный забор с воротами.


Зайдём внутрь на территорию ступы. Уже начинают впечатлять входные ворота, которые вот вот завалятся.


Мифические чудища, охраняющие ступу.


Каменный убосот закрыт для посещения.


Деревянный вихарн — тоже.


Ещё ступы. Кроме ступ, часть территории занята детскими качелями.


Содержимое ступ.


Главная ступа используется ещё и для сушки чеснока.


Детские качели здесь неспроста. На территории рядом с храмом есть школа и садик.


На тайский бокс попасть в Таиланде не удалось. Зато на территории храма, местными чангмайскими котами был устроен бесплатный аттракцион по кошачьему тайскому боксу. Наблюдать за ними было очень любопытно.


Ват Лок Молее. Дата основания храма неизвестна. Первые записи о нем датируются 1367-ым годом. Шестой король королевства Ланна династии Менграй пригласил группу из десяти монахов из Бирмы для распространения буддизма в своём королевстве. Монахи остановились в Ват Лок Молее.

Ворота.


В 1556-ом году, во время бирманской оккупации храм был частично разрушен и находился долгое время в забвении. Сохранилась только чеди и убосот. Новый деревянный Вихарн построен в 2003-м году.


Чеди была построена в 1527-ом году и хранит прах короля Пра Муанг Кед, который был убит. Позже, к погребальной камере был добавлен прах его жены. Основное здание построено в 1545-ом году. Храм хранит прах членов семьи королевской династии Менграй и поддерживался династией Менграй до конца её правления.


...


Убосот.


Ват Чеди Луандж. Храм имеет самую большую чеди в стиле Ланна на территории Тайланда. Чеди ориентирована строго по сторонам света. Существуют две версии её обрушения и никто не знает, как она выглядела в оригинале, поэтому реставрируют только то, что уцелело.


По одной версии Чеди была разрушена пушками аюттайского короля Таксина, который отвоевал Чианг Май у бирманцев, во время штурма города в XVIII веке.


По второй версии чеди рухнула раньше, в 1545-м году, при правлении 15-го монарха династии Менграй королевы Чирапрабы (1545-1546) во время сильного землетрясения и последовавшего за ним урагана. Восстановить её в то время посчитали невыполнимой задачей, и пагода была оставлена разрушенной более чем на 400 лет.


В 1990-м году правительство выделило бюджет 35 миллионов бат через департамент изобразительных искусств для восстановления разрушенной пагоды. Работы были закончены в конце 1992-го года. Восстановленная пагода имеет длину стороны 60 метров у основания.


Вихарны.


Здесь живут монахи.


Конечно, в Чанг Мае и окрестностях есть и много других интересных мест для посещения, кроме храмов. Ну чтож, поедем в окрестности, и посмотрим что ещё есть интересного недалеко от Чанг Мая.

Читать продолжение: Часть IV. Дой Интанон.

Elements.dp.ua » Путешествия » Таиланд » Таиланд. Часть IV. Чанг Май