Часть I. Катманду.

Непал — увлекательная и необычная страна южной Азии, большая часть которой расположена на хребтах Гималайской горной системы, и граничит с Индией и Китаем (точнее, с Тибетским автономным районом, входящим в состав Китайской Народной Республики). Столица Непала — Катманду.

Непал вытянулся на 650 километров вдоль Большого Гималайского хребта, в то время как его ширина не превышает 200 километров. Страна не имеет выходов к морю, но это не делает Непал менее привлекательным для туристов. Территория Непала имеет очень разнообразный рельеф, который меняется с юга на север — от узкой полоски джунглей через среднегорье и до высоких гор Гималаев. Наинизшая точка Непала находится на высоте всего 70 метров, а самая высокая точка Нерала и мира — гора Эверест высотой 8848 метров. Так же, на территории Непала расположены восемь из четырнадцати высочайших вершин мира, превышающих высоту 8000 метров над уровнем моря.

Непал является республикой, глава государства — президент. Население Непала составляет 28,5 млн. человек. Для посещения Непала, делать какие либо специальные прививки не нужно. Необходимо оформить медицинскую страховку, которая понадобится для оформления разрешительных документов на посещение заповедных зон на территории страны.

Добраться до Непала из Киева, дешевле всего можно через Шаржду или Дубай, при помощи двух основных авиакомпаний Air Arabia и Fly Dubai соответственно. Мы выбрали Air Arabia. Перелет из Киева в Катманду был с пересадкой в аэропорту Шарджа, ОАЭ. Длительность перелета из Киева в Шарджу составила примерно 5 часов, а из Шарджи в Катманду — 4 часа.

Летим над Непалом. Здесь впервые начинают появляться горы, так как над большей частью территории Индии, над которой мы пролетали — горы отсутствуют. Вдали над горизонтом видны снежные вершины Гималаев.


Виза. Виза в Непал оформляется на границе, точнее прямо в аэропорту. Для оформления визы необходимы 2 фотокрафии 3х4, заполненная анкета и 25 долларов (для двухнедельной визы). Но можно также, заполнить визовую анкету с цифровой фотографией на сайте миграционной службы, распечатать её и подойти с распечаткой на паспортный контроль. Это существенно ускорит процедуру получения визы, чем мы и решили воспользоваться.


Культура Непала во многом похожа на индийскую. Наверное, благодаря незабываемым впечатлениям после посещения Индии в 2013 году у меня и возникло желание посетить Непал, которое удалось реализовать весной 2017-го года. Организация данной поездки заняла у меня чуть больше месяца. За этот период нами был спланирован подробный маршрут поездки, забронированы все необходимые авиабилеты, а так же, определен примерный маршрут небольшого горного похода в Гималаях.

Маршрут путешествия был спланирован следующим образом:

Катманду » Бхактапур » Покхара » Аннапурна » Читван » Катманду

Все путешествие по Непалу составило 13 незабываемых дней.

Язык. Государственный язык в стране — непальский или непали (नेपाली). В непальском языке используется письменность деванагари (индийское письмо). Этот язык является родным для 44,6% населения Непала. Несмотря на государственный статус, кроме непальского языка, в стране используется ещё множество других разговорных языков, различных этнических групп, населяющих Непал. Однако в туристическом секторе широко употребляется английский язык. В крупных городах очень много английских школ и объявлений о курсах английского языка. Наше путешествие не обошлось без непальцев, которые знают некоторые русские слова, такие как "привет", "как дела" и т.п.

Катманду — столица и крупнейший город Непала, расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря. Население города составляет более 1 млн. человек. Жизнь в Катманду кипит в буквальном смысле этого слова. На улицах города можно увидеть толпы людей вперемешку с машинами, мотоциклами и велорикшами. Здесь не умолкают автомобильные сигналы и звон ритуальных колокольчиков. Местные люди очень добрые и отзывчивые, с удовольствием пытаются что-либо продать или предложить свои услуги по организации путешествия. Особенно жизнь бурлит в туристическом центре — это район под названием Тамель. Здесь расположено множество торговых рядов, гостиниц, кафе.

В 2015-ом году в Непале прошла серия достаточно крупных крупных землетрясений на территории страны, первое из которых произошло 25 апреля 2015 года, магнитудой 7,8. Это землетрясение стало самым мощным с 1934-го года. Погибло больше восьми тысяч человек, ранено более 14 тысяч, разрушено несколько десятков тысяч домов и повреждено более полумиллиона строений, в том числе старинный исторических храмов и сооружений наследия ЮНЕСКО. Сильнейшие толчки произошли 25 апреля днём в 11:56 по местному времени. Толчки ощущались в столице Непала Катманду и разрушили там множество зданий. Толчки также наблюдались на Эвересте, спровоцировав сход снежных лавин, в результате чего погибли не менее 19 альпинистов.

Приземляемся в Катманду. Иллюминатор заметно искажает картинку, но в принципе видно, что большая часть города состоит из сравнительно невысоких зданий.


Процедура оформления визы по прилёту заняла совсем немного времени, благодаря тому что визу мы оформили на сайте заранее. Поэтому, из аэропорта мы выбрались достаточно быстро. Кстати, по прилету в Непал необходимо сразу перевести время, так как оно здесь отличается от летнего Киевского времени на 2 часа 45 минут.

Валюта. В первую очередь, по прилету в Катманду, необходимо сразу поменять деньги. В Непале используется собственная валюта — непальская рупия. Деньги можно обменять в обменных пунктах страны, большинство которых расположено в туристических регионах основных городов страны. Часть денег мы сразу поменяли в аэропорту, другую часть в центре города. Курс обмена валюты в аэропорту и в центре Катманду отличается незначительно, и этот курс достаточно удобный — за 100 долларов дают примерно 10 100 непальских рупий.


Примечательно что на непальских рупиях с лицевой стороны изображены различные животные, обитающие в Непале, а с обратной стороны — везде изображен Эверест.

При выходе из аэропорта, нас сразу же подловили шустрые таксисты, и мы быстро отправились в центр города. Но до самого туристического центра мы так и не доехали. Столкнувшись с большими пробками, мы решили пройти пешком до нашего отеля — так быстрее. Да и вообще, услугами такси мы не часто пользовались, отдавали предпочтение пешим прогулкам по городу.

По дороге в отель, решили зайти перекусить в типичный туристический ресторан. Меню ресторана.


Сразу же решили заказать традиционное непальское блюдо, которое здесь очень популярно — момо. Момо представляет собой блюдо из теста с мясом или овощами со специями. Момо аналогичны известным нам вареникам или хинкалиям. В Непале, чаще всего, готовят момо из мяса буйвола или курицы. Их как правило раскладывают на тарелку по 10 штучек, и в отдельной ёмкости подают острый соус. Мы решили заказать момо с мясом буйвола и курицы. Они внешне отличаются — момо с мясом курицы больше похоже на вареники, а с буйволятиной — на хинкали.

Блюдо очень вкусное, не смотря на заметную остроту. За время всего нашего путешествия по Непалу — момо стало одним из самых лучших блюд в этой стране.


В принципе, еда в Непале достаточно дешёвая. Аналогичные момо в местных забегаловках стоят примерно 60 центов за порцию. При заказе 2-х порций на двоих с напитками, это будет стоить всё вместе не более чем 2,5 долларов. Это довольно дешево!

В туристических ресторанах цена примерно в 3 раза дороже, но даже в этом случае — это не дорого. Как правило, хорошо покушать в туристическом ресторане нам стоило не более 10 долларов за двоих.

Поселимся в отель. Типичный недорогой отель в Катманду. В отелях Непала как правило всегда чисто и уютно, но кондиционеры встречаются не так уж и часто, зато всегда есть вентиляторы. Стоимость номера в подобных отелях составляет порядка 20-30 долларов.


Потрясающий вид из окна обеспечен :))


Первое впечатление от Катманду — довольно пыльно и шумно. Для защиты органов дыхания от пыли, местные жители используют марлевые повязки. Кроме того, на улицах города огромное движение (как и в Индии, здесь левостороннее движение), поначалу гулять по городу не очень комфортно. Но со временем, привыкаешь.

Поедем осматривать местные достопримечательности. Типичный вид улиц Катманду из окна автомобиля. На фото так же частично видно качество непальских дорог. И это центр города! Дороги в этой стране как правило отсутствуют. В основном, дороги в Непале — это или разбитый асфальт, или грунтовка с щебнем. Так что ездить по стране не очень комфортно, в связи с неимоверной тряской.


Непальские женщины часто спасаются от палящего солнца при помощи зонтиков. Хотя, в апреле здесь ещё не очень жарко, но солнце тем не менее палит хорошо.


Религия. Несмотря на то, что Непал является родиной основателя буддизма принца Сиддхартхи Гаутамы, который получил имя Будды (то есть пробужденного, просветленного), основной религией Непала является индуизм. По официальным данным, более 80% населения Непала исповедуют индуизм, менее 10 процентов исповедуют буддизм, и лишь малая часть населения исповедует ислам и христианство. Особенностью индуизма в Непале является то, что он тесно связан с буддизмом. Именно поэтому многие индуисты молятся в буддистских храмах и наоборот.

Долина Катманду — настоящий тигель религий. Здесь можно найти изображения индуистских богов в буддистских храмах или буддистские ступы в индуистских храмах. В наиболее священном индуистском храме Пашупатинатхе, лингам Шивы раз в году накрывается маской Будды, а в Сваямбунатхе (буддистском комплексе), индуисты поклоняются божеству Сваямбу как Шиве, хотя для буддистов Сваямбу — это Будда.

Одним из главных факторов, оказавших влияние на такое сочетание двух религий, является идея того, что Будда считается манифестацией Вишну, одного из трёх главенствующих богов индуистского пантеона. Если Брахма в индийской космогонии считается изначальным создателем всего сущего, Шива играет роль разрушителя и воссоздателя, то Вишну представляет собой аспект сохранения мира и проявляется на физическом плане в виде учителей, посланников, в ообщем всех тех, кто несёт людям знания о спасении в тяжёлые времена.

Храм Сваямбунатх. Сваямбунатх — это один из самых главных храмов в Катманду. Это буддийский храмовый центр, расположенный 3-х километрах от туристического центра Катманду. Его так же называют — обезьяний храм, благодаря большому количеству живущих там обезьян. Вход в храм.


Здесь нас сразу же встречают большое количество небольших обезьянок, обитающих в храмовой роще на склонах горы. Их здесь подкармливают туристы, паломники и служители храмов.


Небольшие ступы на территории храмового комплекса. Самая главная большая ступа находится на высокой горе. Чтобы подняться на неё, надо преодолеть 365 ступеней, сколько и дней в году.


Поднимаемся выше.


Подъём к ступе.


Наконец то поднялись :)) Задача не из легких :)) Особенно для первого дня в Катманду.

Стороны ступы смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов. Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов.


Вокруг ступы расположено множество молитвенных барабанов. На барабаны нанесены тибетские молитвы. При вращении барабана, молитва таким образом читается. Вращать барабаны необходимо обходя ступу по часовой стрелке.


Кроме того, вокруг ступы расположены различные будистские и индуистские храмы, а так же, несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище.

Сваямбунатх почитается также индуистами, у которых имеется небольшое святилище около ступы.


Не смотря на обилие народа и туристов, здесь очень классно. Здесь очень необычная атмосфера, характерная в принципе и для других храмов Непала. Это очень приятное место, с необычной энергетикой.

Здесь часто можно услышать очень приятную для уха традиционную мантру Ом мани падме хум. Это одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма. Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»


Фоточка моей девушки на фоне Катманду, откуда открывается хороший обзор на столицу Непала.


Виды на Катманду.


Покормим обезьянку бананами. Кормить обезьян надо осторожно, они не безопасны!


Здесь обезьян подкармливают посетители ступы Сваямбунатх. Кстати, перед входом на ступу и на территории где расположена ступа можно купить различные фрукты, в том числе и бананы и перекусить самим, ну и конечно же угостить обезьянок. Также обезьяны кушают те фрукты, которые паломники оставляют в качестве жертвоприношения.


Обезьяна отчаянно пытается достать из горящего мусора что-то съедобное.


Вид на соседний монастырь, к которому мы сейчас спустимся.


Будда в озере, куда принято кидать монетки :)) Мы бросили туда несколько арабских дирхамов.


Обезьяны отдыхают и высматривают чем бы полакомиться.


Обезьянки здесь живут сами по себе, и судя по их поведению, они прекрасно себя здесь чувствуют и считают себя хозяевами этого храма.


...


К обезьянкам можно без проблем подойти и сфотографироваться. Но, при виде чего-либо съестного обезьянки приходят в возбуждение и начинают вести себя более агрессивно. Пока пытаешься покормить одних, другие могут напасть и отобрать еду.


Считается, что давным-давно долина Катманду представляла собой озеро, а Обезьяний холм, на котором находится ступа Сваямбунатх, был островом. С другой стороны холма относительно немноголюдно. Здесь можно посидеть на лавочке, отдохнуть.


И покрутить молитвенные барабаны.


Возвращаемся обратно к ступе.


По пути, любуемся красивым видом на Катманду.


Спускаемся вниз.


Пешком прогуливаемся в гостиницу по вечернему Катманду. Удивляет контраст — по соседству с полуразваленными трущобами стоит новый современный дом.


Холм со ступой Сваямбунатх в лучах зари.


Ищем местечко, в котом можно съесть что-нибудь непальское. Закажем жаренной буйволятины. Блюдо достаточно острое. Причем, практически во всех заведениях Катманду, в которых мы были, блюда достаточно острые. Само мясо буйвола очень жесткое, даже маленькие кусочки плоховато жуются. Но теме не менее, очень вкусно.


Завтрак в отеле.


В Непале как правило, пьют чёрный чай со специями, приготовленный на молоке, называется «масала ти».


После завтрака отправляемся на такси в Пашупатинатх.

Храм Пашупатинатх. Это крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по обе стороны реки Багмати, которая берет свое начало в горах и впадает в Ганг. Главный храм комплекса представляет собой здание с золотым шпилем и позолоченной крышей. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы в обличьи Пашупати — царя животных и покровителя всех живых существ. Каждый день сюда приходит множество паломников, преимущественно из Непала и Индии, для получения благословения Шивы. Пашупатинатх известен кремациями.


Эта дорога ведет к входу в Пашупатинатх. Здесь достаточно многолюдно и шумно, много нищих, которые просят милостыню. Вдоль дороги находятся различные лавки, в которых можно купить множество сувениров, оберегов, разноцветные сухие краски холи, наборы для жертвоприношения и многое другое.


В центре Катманду и его туристическом районе Тамеле относительно чисто, но то, что мы увидели здесь вызывает небольшой ужас — горы мусора встретили нас прямо у входа в храмовый комплекс.


При входе покупаем входные билеты и проходим на площадь, на которой находится вход в главный храм Пашупатинатх. Вход представляет собой пагоду квадратной формы, во дворе которой находится огромная статуя быка. В главный храмовый двор вход для туристов закрыт. Нас пустили только к воротам, возле которых нас встретил парень в военной форме и сообщил, что дальше мы не можем пройти поскольку вход разрешен только для индуистов.


Во время прогулки по Пашупатинатху к нам время от времени приставали непальские гиды, предлагая свои услуги. Мы вежливо им отказывали и самостоятельно изучали храмовый комплекс.


Индуисты сжигают непонятную смолянистую субстанцию в специальных чашах (надеемся, что это какие-то благовония), а потом пепел на палках наносят прямо себе на лоб. Нам предложили нанести себе этот пепел, но мы решили отказаться от этой идеи.


Бычочек отдыхает на площади перед воротами в главный храм Пашупатинатх. Как и в Индии, коровы в Непале имеют священный статус.


Заросший козёл в красках холи, кушает священный рис.


Поскольку в главный храм нас не пустили, мы решили посмотреть и сфотографировать его сбоку. Для этого поднимаемся по ступенькам, которые были на площади.


Пашупати — покровитель животных, так что обезьянам уютно у храмов комплекса.


И баранчикам тоже :)


Идем смотреть за происходящими погребальными церемониями на другой берег реки Багмати (если, конечно, это можно назвать речкой).


На мосту через реку нас встречают вот такие маленькие бычочки.


На этих постаментах у реки (к югу от моста) зажигают погребальные костры и осуществляют кремацию. На фото — постаменты для кремации низших каст. После сожжения прах опускают в воду. В реке Багмати люди купаются для ритуального очищения, и там же перед кремацией омывают тела мертвых.


Спустились поближе к реке. Река грязная с характерным, не очень приятным запахом.


И вокруг достаточно много мусора.


Здесь, к северу от моста, сжигают тела покойных представителей высших каст, а для членов королевского рода существует специальный постамент.


Очень странное место, жгут покойных, куча зевак и птиц, грязная река внизу, зловоние и дым. Кстати, по другую сторону от храмов находится приют, организованный Матерью Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные.


На фото кремация покойного. В индуизме принято, что старший сын сжигает тело отца, младший — тело матери. Если сыновей нет, то проводами в последний путь руководит ближайший родственник, мужчина. А если и родственников нет, то тело сжигают местные работники. Быть кремированным в столь святом месте для индуиста считается великой честью. Процесс сжигания тел здесь не прекращается.


Пашупатинатх запомнился нам также большим количеством обезьян.


По правому берегу реки, вверх по течению находятся пещеры для отшельников.


Напротив постаментов для кремации находятся 11 маленьких храмов Шивы с лингамами. Всего в комплексе 108 таких небольших линга-храмов.


На территорию комплекса приходят старики доживать свои дни, на территории Пашупатинатх есть дом для ожидающих смерти.

В парке можно встретить многочисленных садху (странствующих святых почитателей Шивы), практикующих йогу. Среди них, конечно, много показушных «садху» в колоритных одеяниях, что и привлекает туристов. Они зарабатывают на жизнь, фотографируюясь с туристами за несколько долларов.


Немного необычно, что с противоположной стороны реки прямо напротив мест для кремации расположена смотровая площадка, где люди могут «наслаждаться» зрелищем. Кстати, здешние обезьянки не имеют ни малейших стеснений при вымогательстве еды :)


Храм Горакхнатх.По ступеням поднимаемся в обезьяний парк, где сотни обезьян прыгают и висят на ветках. В глубине парка, с восточной стороны Пашупатинатха, на холме находится Гокарнатский храм.


Далее переходим в большой комплекс Гухъешвари. Он был сооружен в честь супруги Шивы, богини Сати (Парвати).


Храм Гухъешвари считается храмом женского начала, в этот храм ходят мужчины. А женщины молятся у лингамов.


Вот где действительно ощущаешь время и древнюю культуру.


Прогуливаемся среди пагод.


На восточном берегу реки огромный парк и множество обезьян.


Архитектура здешних пагод впечатляет.


Выходим из храмового комплекса и опять видим речку Багмати. Мужчина, похоже, проводит какой-то ритуал. Мрачноватое местечко :)


Рядом с речкой, мусором, и специфическим запахом, который здесь стоит, можно покушать жаренную кукурузку и купить цветы для жертвоприношения.


Мост через Багмати.


Идём дальше в сторону ступы Боднатх.


Продажа живых куриц и прочей живности.


Живность отдыхает прямо на проезжей части.


Коровка решила помыться на мойке :)))


...


Маленькая непальскся девочка.


Танцы.


Непальский грузовик. Аналогичные грузовики встречаются и в Индии.


По пути встречаются трущобы.


Ступа Боднатх. На этой оживленной улице с узлом из проводов и очень оживленным движением находится храмовый комплекс Боднатх, к которому, собственно, мы и держали свой пеший путь от храма Пашупатинатх. Нужно отметить, что обычному туристу перейти дорогу при таком движении — задача не из легких, особенно учитывая, что поблизости нет пешеходных переходов. Хотя в Катманду наличие пешеходного перехода особо и не облегчает задачу.


Это вход в буддийский храмовый комплекс Боднатх. В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных направлений. Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале.

Вход на территорию платный, оплата взимается при входе.


Ступа Боднатх была построена в VI веке и представляет собой пространственную трехуровневую мандалу. В буддизме мандала символизирует модель Вселенной, включая все четыре стихии. Так, основание ступы воплощает землю, сферический купол — стихию воды, а шпиль символизирует огонь. Стихию воздуха символизирует зонтик в виде кольца, расположенный на шпиле. С квадратного основания шпиля в четыре стороны света смотрят «всевидящие глаза Будды». Боднатх считается самой большой буддистской ступой в мире. Диаметр Ступы составляет около 100 метров, а высота — 40 метров.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на которых стоят также маленькие ступы, и окружена оградой, на которой расположены молитвенные барабаны. На фото барабаны не видны, поскольку сами барабаны находятся за цветными занавесками. Саму ступу можно обходить как вокруг ограды, касаясь барабанов и вращая их, так и по террасам каждого уровня. Говорят, что ступу нужно обойти по часовой стрелке нечетное количество раз, такой обход ступы является своеобразным аналогом мантры. Что мы с удовольствием сделали и обошли ступу 3 раза :)


Как я написал выше, вокруг ступы находятся монастыри, которые представляют различные направления тибетского буддизма, а также здесь располагаются трех- и четырехэтажные дома с сувенирными лавками, магазинчиками и ресторанами. Здесь можно встретить как туристов, которые просто прогуливаются по комплексу рассматривая достопримечательности, фотографируются, крутят барабаны, так и паломников и буддистов, которые читают мантры, молятся, собирают пожертвования, выполняют ритуальные поклоны.


А это чан, в котором поджигают благовония. Здесь можно купить благовония и сразу бросит их в чан. Вообще, в Катманду не только в храмах, а и на улице, часто стоит сладкий запах благовоний. На заднем плане слева неприметный вход в храм, через который можно подняться к ступе.


Сразу за окружающим ступу ограждением находится небольшой храм под открытым небом. В нем с одной стороны есть небольшие барабаны, а с другой стороны — колокола. Считается, что звон колокола отпугивает злые силы и призывает мудрость всех Будд. К слову, практически каждый входящий звонит в колокол и крутит барабаны.


Здесь все желающие могут нанести на лоб красную точку, так называемую «пылающую жемчужину» или третий глаз. Ну а мы просто фотографируемся и поднимаемся на ступу.


Ступу украшают тысячи молитвенных флажков, на которых написаны мантры т.е. священные тексты. Считается, что когда ветер раздувает флажки — он активизирует действие этих текстов и разносит их. Такие флажки в Непале принято развешивать в значимых местах — на горных перевалах, мостах, рядом с монастырями и храмами.


На террасе ступы расположена, так называемая, курительница для благовоний. На ее фоне мы и сфотографировались:) Для туристов проход на следующую террасу запрещен, поэтому наша прогулка продолжилась по площади вокруг ступы.


Ограждения ступы Боднатх украшены вот такими яркими цветочными гирляндами — символами любви и радости.


А это один из храмов, из балкона которого открывается красивый вид на ступу и на комплекс Боднатх. При входе в этот храм, как и во многие другие храмы в Непале, нужно обязательно снимать обувь. В храме установлен огромный молитвенный барабан, который находится в постоянном вращении благодаря многочисленным людям, посещающим это место.


Хорошо нагулявшись по священному месту, пора возвращаться.

Перекусим местного фаст-фуда, по дороге. Данное блюдо представляет собой скорлупу из теста, в которую добавляют острые варенные овощи и затем, поливают острой подливкой. Вкусно, интересно, но островато. Я часто такое ел, очень даже неплохой перекус, но не для всех. Уж очень специфический внешний вид и довольно острое.


Центр Катманду. Одна из центральных улиц города.


Рани-Покхари. Рани-Покхари, также Новый Пруд или Пруд Королевы — искусственный водоём в центральной части Катманду — столицы Непала. Является местной достопримечательностью.

Однако, на момент посещения, храм в центре озера был разрушен землетрясением, а озеро высохло и поросло травой. Вход на территорию закрыт. Печальное зрелище :(((


Движемся дальше. Вид на одну из главных улиц города с моста.


Поужинаем в местной забегаловке. Здесь можно заказать типичные непальские блюда, доступные так же и во всех остальных местах подобного типа. Кроме полюбившихся нами момо, здесь есть так же лапша с мясом и овощами, суп, спринг-роллы и др. Мы решили заказать здесь овощное и куриное момо и сосиску из мяса буйвола. Всё очень вкусно, хоть и островато немного.


Идем на самую главную площадь города. Здесь просто огромное количество народа и мотоциклистов.


Эта часть города наиболее оживлённая и шумная.


Продажа металлической посуды и непальских дудочек.


Направляемся на главную площадь города.


Непальские полицейские с палками. Смотрятся довольно забавно.


Площадь Дурбар. Эта площадь представляет собой целый комплекс из большого количества исторических зданий, древних буддистских и индуистских храмов, дворцов, дворов и улиц в центре старого города. Вход на площадь для иностранцев платный, причем стоит не дёшево — примерно 10 долларов за человека. Это достаточно дорого, по местным меркам. Тем более, довольно странно платить такие деньги за просмотр городской площади.


Кроме того, землетрясение 2015-го года принесло немало разрушений на территории площади, поэтому, внешний вид площади и храмов на её территории вызывает разочарование. Но тем не менее, посетить это место обязательно стоит.


Каменная статуя Кала Бхайрава. Кала Бхайрава — это облик, в котором предстает бог Шива в своем наиболее грозном и разрушительном аспекте. Кала Бхайрава имеет шесть рук, носит гирлянду из черепов и попирает труп, который является символом человеческого невежества. По местным поверьям, тот, кто солжет около этой статуи, начнёт харкать кровь и немедленно умрет страшной смертью.


...


Большинство зданий подперты деревянными палками. Но тем не менее, люди не боятся под ними сидеть.


Многие храмы на площади разрушены до основания. Остались одни ступенчатые пирамиды. Печальное зрелище.


...


Честно говоря, смотреть на площади особо нечего. Интересно конечно, но уж очень много разрушений. К сожалению. Кроме того, довольно много народа. Как туристов, так и местных. Возможно, утром здесь не так людно.


Возвращаемся в город. Отличительной чертой Катманду, как впрочем и других типичных азиатских городов подобного типа — является большое количество электрических проводов.


Ну и мотоциклов здесь просто немереное количество.


Продажа овощей в центре города.


Перекусим на улице. Уличный фаст-фут по-непальски. Данная пища представляет собой обжаренную в кляре цветную капусту и картошечку. Выглядит не впечатляюще. По началу нам казалось что это вообще куринные головы. Но на самом деле, очень даже вкусно, несмотря на остроту. Мне понравилось, я часто такое ел.


Зайдём поужинать в нашем любимом ресторане, для белых туристов. Заказали жаренное мясо буйвола с рисом и курицу бируани.


...


...


Ещё один наш отель в центре Катманду. Точнее не отель, а гест-хаус. Здесь конечно нет кондиционера, да он и не нужен был. Зато здесь есть очень даже симпатичная розетка, с кучей выключателей, как и в Индии. Почему то в этих странах принято вместе с розетками лепить кучу выключателе всего чего угодно и регулятор скорости вентилятора. Какой выключатель за что отвечает, приходится догадываться методом тыка.


Наш завтрак в отеле. Подают на крыше.


Откуда открывается вид на соседний храм.


Зайдём перекусить куринных момо в самой обычной местной забегаловке. Как я уже писал выше, еда в местных забегаловках ничем не хуже ресторанной. Куринных момо в наличии не было, поэтому пришлось ждать минут 20 пока их специально для нас слепят.


Типичный вид улиц Катманду после дождя. Вообще, нам очень везло с дождями. Ясных солнечных дней было очень мало. Даже если дождей не было, погода была всё равно пасмурной и мрачной.


...


На территории одного из храмов устроили базар и продают овощи.


В последний день нашего пребывания в Катманду, дождь шел практически целый день, а потом вообще выпал град. Центральные улицы города прилично залило.


Пора двигаться дальше...


Читать продолжение: Часть II. Бхактапур.

Elements.dp.ua » Путешествия » Непал » Непал. Часть I. Катманду