Часть IV. Аннапурна.

Планируя поездку в Непал, у нас небыло в планах отравляться в горный поход, так как эти походы длятся 2-3 недели, и находиться всю поездку в горах у нас не было ни времени ни желания. Изначально, хотелось в первую очередь посетить термальные источники. Тем более что практически в каждой посещенной мною стране я был на термальных источниках, то хотелось бы, чтобы и поездка в Непал не стала исключением. Как оказалось, один из термальных источников в Непале находится на горном массиве Аннапурна, рядом с поселком Джину Данда. Добраться к этому поселку и термальному источнику не так то просто, и сделать это можно только пешком, преодолев приличное расстояние по горным тропам. Многие туристы-треккеры во время горных треков его посещают. Так что идея организовать трек по Гималаям с посещением термального источника возникла в итоге очень быстро. Но так как времени у нас было не много, пришлось уложиться в 4 дня.

Наш трек был по такому маршруту:

Наяпул (1070 м) > Биретани (1040м) > Соули Базар (1170м) > Кимче (1960м) > Гандрук > Джину Данда (1760м) > Чомронг (2300м) > Киморонг Хола > Гандрук.

В Непале на каждом шагу можно увидеть объявления об организации горных треков различной продолжительности, причем помимо гида с вами может ходить и носильщик ваших вещей. Но мы изначально были против такого «сопровождения», поэтому заранее самостоятельно все спланировали и загрузили нужные gps-приложения для навигациию.

Для посещения получили заповедной зоны Аннапурны — необходимо оформить разрешение, которое называется «пермит», а также «тимс» (карточка треккера). Оба этих документа мы получили в Катманду, в отделении Министерства туризма Непала по цене 80 долларов с человека. Для их получения необходимо было предоставить 2 фотографии, а также заполнить специальную анкету с указанием своих данных, планируемого маршрута, номера страховки, контактных данных и т.п. Общая продолжительность нашего похода составила 3 ночи и 4 дня.

До начальной точки нашего трека — деревни Наяпул, мы ехали на такси из Покхары. Дорога по серпантину заняла у нас примерно 1,5 часа. Здесь мы встречаем треккеров, которые либо как мы только отправляются в поход, либо тех, кто уже вернулся с похода. Так же, здесь можно перекусть, купить что либо с собой из еды или снаряжения.

В поход мы шли с рюкзаками, с которыми прилетели в Непал. Какое-то специальное снаряжение (тереккинговые палки, спальники, палатки и прочее) мы не брали. Итак, в путь!

Проходим через деревню Наяпул в сторону деревни Биретани. Расстояния в горах меряются не километрами, а часами пути. На указателях на маршруте часто указывается время, которое вам нужно для того, чтобы добраться до определенного места. Но мы для себя заметили, что все время, которое нам говорят или мы читаем на указателях нужно умножать на два (если не на три).

Газовые баллоны, исользуемые для приготовления пищи в горах. Жители горных деревень приезжают за ними на осликах.

До Биретани нам можно было бы добраться и на такси, но мы решили пройти эту дистанцию пешком.

Подвесной мост над обрывом добавляет немного острых ощущений.

Дорога в Биретани начинает проходить вдоль реки Моди Кхола, переходя с одной стороны на другую.

Рядом с каньйоном и речкой прорывают какой-то туннель.

Спокойным шагом до Биретани мы дошли примерно за 35-40 минут.

В Биретани находится 2 чек-поинта, в одном из них предъявляем наше разрешение-пермит на посещение заповедной зоны Аннапурны, а во втором предъявляем наши тимсы. Наши данные занесли в какой-то журнал. И мы пошли дальше.

От Биретани дорога расходится по двум направлениям, мы идем в сторону деревни Гандрук, до которой мы планировали добраться к вечеру и заночевать.

Идем вдоль реки. Дорога пока более-менее ровная без подъемов, покрытие грунтовое.

По дороге иногда проезжают машины местных жителей и автобусы. Идти пока не тяжело.

Дорога начинает постепенно подниматься в гору. Встречаем небольшой водопад.

Любуемся открывающимся пейзажем. Солнце начинает прилично подпекать. Делаем остановку, чтобы нанести на открытые участки тела крем от солнца.

Дорога идет вдоль шумной речки. Она протекает по огромных камням. Спуститься к речке не сложно.

Где-то выше на горе слышно, как гудят машины и автобусы, поскольку автомобильная дорога до Гандрука еще есть, но а мы сокращаем наш пеший поход в Гандрук через деревни Саули Базар и Кимче.

А дорога тем временем переходит в маленькую тропинку, которая протоптана прямо рядом с обрывом.

В горах частенько бывают дожди. Сегодняшний день не исключение. Но нас это не пугает т. к. мы взяли с собой дождевики. Нужно сказать, что они очень нас выручали в треке, т.к каждый день был дождь, который начинался как правило после обеда и длился по несколько часов. Без дождевиков — мы и наши рюкзаки с документами и техникой — промокли бы полностью.

Добрались до деревни Саули Базар. Здесь было тихо и спокойно, и на удивление мы не встретили в ней ни одного туриста. Решили выпить чай и немного переждать дождь.

Но дождик не хотел заканчиваться, поэтому, отправляемся дальше. Нам педстояло дальше двигаться ступенькам из камней.

В деревнях жизнь мало чем отличается от наших деревень — детвора бегает и играет, а взрослые работают на огородах, козочки пасутся.

По дороге часто встречаются хижины, в которых можно выпить чай и что-нибудь перекусить. Кстати, часто встречаются и вполне сносные гостевые домики, так что проблем с жильем и едой во время нашего похода не было.

Поднимаемся по каменным ступенькам все выше и выше. Подниматься становится уже тяжело.

Подниматься по горным тропам — фитнесс еще тот, мышцы на ногах очень напряжены. Мимо нас часто пробегали бодрые местные жители. И как им это удается?!

Отсюда открывается потрясающий вид на Гималаи. Горы по нашему маршруту были обжиты, на ярусах находятся огороды. Выращивают, в основном, кукурузу.

Погода после дождика стала ясной, и нам открылась заснеженная вершина. Неописуемое зрелище.

В горах темнеет рано. Поэтому нами было принято решение добраться до ближайшего гостевого дома в районе 18 часов, и остаться там переночевать. Проходим мимо небольшого деревянного домика и двух местных жительниц. Никаких объявлений о том, что можно снять комнату нет, но учитывая, что уже темнеет рискнули и спросили о ночлеге. Нас поселили в комнате прямо в доме у местных людей. Кстати, это единственный ночлег, где нам дали ведро с горячей водой. На остальных «ночлегах» горячей воды не было в никаком виде. Нам выделили маленькую комнату — только 3 кровати и розетка. Электричество, на удивление, было.

Цена за комнату 2 доллара, но с учетом ужина и завтрака ночлег нам вышел около 30 долларов. Цены на еду тут правда уже значительно дороже чем в Покхаре или Катманду.

Вид открывающийся с нашего жилища.

Наш номер.

А в этой беседке нам накрыли стол для ужина и завтрака. Отсюда открывается обалденный вид на горы.

На ужин заказали непальский Дал-Бат, картошку и омлет. В Непале Дал-Бат очень популярное блюдо, с оригинальной подачей. В это блюдо обязательно входит чечевичный суп, рис, овощное карри, острая паста, а также могут быть добавлены лук, шпинат, имбирь и другие овощи или соусы и, как в нашем блюде, подлива с курочкой. Может мы были очень проголодавшимися, но съели мы все с огромным удовольствием.

Семья, у которой мы остановились, исповедует буддизм. И вечером, один из членов семьи молился и пел буддистские мантры.

Дождь шел практически весь вечер, а к вечеру горы накрыла гроза и они, в прямом смысле слова, сверкали. Наблюдать ночью грозу в горах — невероятная красота. После насыщенного первого дня трека спали мы хорошо. Единственное неудобство — это железная крыша в нашей комнате, по которой практически всю ночь барабанил дождь. Спокойной ночи!

Утро встретило нас хорошей ясной погодой. С нашего «номера» открылся вид на заснеженные вершины гор.

После завтрака, который был примерно в 7 утра, мы отправились вверх по нашим «любимым» ступенькам.

Проходим через деревню Кимче, в которой мы ночевали.

Сегодня нам предстояло пройти через деревню Гандрук и добраться к вечеру к деревне Джину Данда, в которой мы хотели остановиться на ночлег. Здесь еще есть грунтовая машина и ездят джипы.

Водопад.

Мимо нас проходят ослики груженые газовыми баллонами. Идут они достаточно слаженной командой. Видно, что дорога им знакома. Осликов обычно сопровождают 1-2 человека, которые умудряются шустро пробегать между осликов. В горах ослы — это хороший транспорт продуктов, воды и пр.

И вот мы постепенно доходим до места, где заканчивается дорога. Если до этого мы еще могли бы как-то добраться на машине, то дальше идти нужно только пешком. Отсюда открывается вид на деревню Кимче, где мы до этого ночевали.

Идем по небольшой тропинке, подъемы сменяются более ровными переходами.

Невероятно, когда стоишь рядом с проплывающими тебя облаками.

Идти пока не очень тяжело, спокойным шагом примерно за 2,5 часа подходим к деревне Гандрук. Практически у входа в деревню нас встречают обезьяньи жопки. Сами обезьяны, нас встретить не решились.

Вход в деревню Гандрук.

Деревня очень обжита, вместо привычных нам сельских дорог, здесь нужно передвигаться по вот таким каменным тропинкам.

В Гандруке много гостевых домов, забегаловок. Можно найти и места с wi-fi. Все рассчитано для туристов.

Решили немного отдохнуть с дороги и зайти перекусить в гостевой дом. Интернет здесь на удивление работает, хотя качество связи оставляет желать лучшего.

Заказали спринг-ролл с овощами. Это очень распространенное блюдо в Непале. Представляет собой конвертик из теста с различной начинкой. Вкусно.

В Гандруке мы столкнулись с небольшим "сюрпризом". Оказывается, воду в горах можно купить исключительно на разлив в свою тару. Поскольку на такую высоту доставлять воду запакованную в бутылки проблематично.

Обед и поиск воды в Гандруке у нас заняли примерно 1,5 часа. Пора выдвигаться дальше в сторону деревни Джину Данда.

Небо опять в тучках. Частенько встречаем непальцев, которые разбивают камни и выкладывают тропинки. Нелегкий труд.

Необычные деревья и безграничные ступеньки :)

Спускаемся по тропинке вниз. Немного пугает, что деревня Джину Данда находится все-таки высоко на горе, а значит впереди нас ждет все-таки и подъем.

По дороге встречаем местных жителей и детвору. Кстати, детвора при виде туристов выпрашивает конфеты. Многие местные жители спрашивают куда мы направляемся, показывают дорогу. Проблем с языком нет, многие могут на английском указать путь, но и язык жестов тоже никто не отменял.

Держим путь по неимоверной красоте. Потрясающий пейзаж и энергетика.

Проходим по мосту через небольшой каньон.

Опять начинается дождик. Дождевики очень пригодились.

Дошли до небольшого домика-ресторанчика. Делаем 40-минутную остановку на горячий чай.

Двигаемся дальше в дождевиках по грунтовой дороге. Открывается великолепная панорама — заснеженная горная вершина.

Идти пока несложно. Но здесь столкнулись с неожиданностью в виде пиявок, которые особенно активируются после дождя. Они настолько ловко и незаметно пробираются в обувь и рюкзаки, что стоит на минутку остановится на горной тропинке или поставить рюкзак, как они тут же успевают залезть внутрь обуви и рюкзак. Шустрые гады:)

Облака здесь двигаются с огромной скоростью.

Вот только облака были высоко, а сейчас мы уже практически идем в них.

Вдали на противоположной от нас горе уже видны крыши деревни Джину Данда, куда мы и держим путь.

А мы тем временем спускаемся в каньйон, в котором протекает быстрая горная река.

Реку в этом каньйоне трудно перейти, поскольку поток воды достаточно мощный, а делать шаги приходилось по огромным мокрым камням, где была большая вероятность подскользнуться и упасть в воду.

Перебрались через реку и вот пришла очередь достаточно крутых ступенек вверх.

Подниматься вверх после такого активного дня очень тяжело. Осталось всего навсего каких-то метров 100 подняться по крутым каменным ступенькам вверх, но сделать это очень тяжело. Даже носильщики, которые на других участках часто нас обгоняли, сейчас вместе с нами еле поднимаются вверх.

Небольшой источник родниковой воды.

Примерно к 18 часам поднялись в деревню Джину Данда.

Сюда потихоньку начали подтягиваться и другие туристы-трекеры на ночлег.

Ужин. Мы заказали дал-бат с рисом, салатом, картошкой, хлебной лепёшкой. А так же, жаренные момо с курицей и чесночный суп-пюре.

Мы сняли комнату со всеми удобствами: уже привычные 3 кровати, туалет и душ с холодной водой, и ни одной рабочей розетки в номере. Стоимость такого номера — 8 долларов за ночь.

Вот какой замечательный вид на окружающие нас горные вершины открывается утром.

Доброе утречко :) Сверкающие заснеженные Гималаи. Неописуемый восторг от увиденной красоты.

Территория гостевого дома, в котором мы снимали комнату.

После завтрака отправились вниз по горе к природным термальным источникам.

По дороге нас приветствуют буйволы. Как же замечательно спускаться вниз, не то, что вверх.

Рабочий делает сетку, которую использует в качестве ограды для каменных заборов.

Спустились к каньйону с рекой Моди-Кхола и термальным источникам.

Источники горячие, по температуре как вода в ванной, градусов около 40-45. Они оформлены в ввиде трех бассейнов. Но, функционировали только два, а третий был на реконструкции.

Посещение источников является платным. Стоимость входа 1 доллар с человека.

Рядом с источниками есть раздевалки.

Так называемый бассейн с термальной водой не герметичный, т.е. вода из источника в нем не застаивается, а постоянно обновляется.

После насыщенных двух дней похода по горам очень хотелось отдохнуть.

Ощущение, что мы в большой ванной. Причем нам повезло — мы пришли утром, пока здесь еще практически никого не было. Наслаждаемся источником и дышим свежим воздухом.

После посещения источника возникло чувство расслабленности и ощущение, что усталость отступила.

Пополнив силы на горячем источнике, мы отправляемся в путь. Идти дальше, вглубь гор — уже не было времени, необходимо было к завтрашнему вечеру выбраться из гор и вернуться в Покхару. Было принято решение возвращаться назад, в сторону деревни Гандрук, но несколько другой дорогой — через деревни Чомронг и Киморонг Хола.

Деревня Чомронг находится выше деревни Джину Данда, но примерно на 500 метров. Это самая высокая точка нашего маршрута — 2300 метров над уровенм моря. До неё идёт ступенчатая топинка от Джину Данда.

По пути, на крышах домов встречаются приспособы для нагрева вода от солнца.

Каменные ступеньки идут всё время вверх, так что подниматься было очень тяжело.

Приходилось делать частые остановки. Если в первые два дня нашего трека солнце сменялось тучками, а жара небольшой прохладой из-за дождя, то сегодня было очень солнечно и очень жарко.

Даже наши любимые бычочки принимают душ, чтобы немного спастись от жары.

Поднимаемся все выше и выше. Отсюда открывается необыкновенный вид на горы и на коньйон с речкой Моди-Кола, у которой мы сегодня утром еще принимали ванну с термальной водой. Как же высоко мы поднялись!

Нас часто опережали носильщики. Причем здесь в горах они носят не только рюкзаки туристов, а и переносят вещи, живность из одной деревни в другую. Вот ноша одного из носильщиков. Вот с такой груженной курочками конструкцией носильщики умудряются достаточно быстро перемещаться по горным тропам.

Примерно через 4-5 часов пути мы добрались к высокогорному поселку Чомронг.

Собственно этот поселок представляет собой несколько гостевых домов и кафешек в которых можно остановиться, отдохнуть и выпить чаю. Говорят что тут есть вай-фай, потому как в ближайших деревнях с этим проблемы.

Но мы решили идти дальше. По пути встречаем белую лошадь.

И опять пошли-поехали ступеньки...

Тем временем небо затягивается тучками.

Начинается дождь. Понимаем, что можем добраться к ближайшей деревне Киморонг Хола уже ночью.

К счастью, встречаем по дороге одиноко стоящий гест-хауз. В нем решили и заночевать.

В этом гест-хаусе мы быи единственными постояльцами. Хозяева очень приветливые люди. Накормили нас очень вкусным ужином: спринг-роллы и мо-мо. Мо-мо, кстати, здесь бюли самые лучшие что мы если в Непале.

А это наш номер. Две кровати и тумбочка между ними:)

Спокойной ночи :)

Добро утро :) Это охранники нашего гест-хауса.

Вот такая красота видна прямо со двора нашего гест-хауса.

После завтрака, который был примерно в 7 утра, отправляемся в путь. Сегодня планируем к вечеру быть уже в Покхаре, а значит придется активно подниматься по ступенькам. Примерно через час пути добрались до деревни Киморонг Хола. Выпив кока-колы, двигаемся дальше.

Бабка стирает вещи.

Подвесной мост. Кстати, во время нашего трека мы встречали много мостов. Все были в хорошем состоянии.

Этот мост — самый длинный из всех.

Дошли до какой-то забегаловки. Идти тяжеловато, но настроение бодрое.

Если до этого момента мы спускались, то теперь начинаем подниматься. Каменных ступенек не так много здесь, в основном грунтовые тропинки.

Местная детвора. Любят фотографироваться.

Пройдя небольшой перевал, дорога дальше идёт уже без особых подъёмов и спусков. И это радует.

Пейзаж немного изменился, деревьев стало больше.

Караван осликов с баулами.

Бычочки на спа-процедурах.

По дороге встречаются хижины.

Деревня Гандрук. Где мы были во второй день нашего трека.

Сегодня мы зашли в деревню с другой стороны и попали не в туристическую часть, а в часть, где живут местные.

На террасах у них огородики.

Живут люди бедно. Дети попрошайничают.

Спрашиваем как найти дорогу у местных жителей.

Местные, кстати, охотно фотографируются.

Здесь женщины работают и таскают тяжести на уровне с мужчинами.

Вышли из Гандрука и примерно через 30 минут мы дошли до той самой дороги, по которой уже могут проехать джипы. Встретили таксиста, который довез нас прямо в Покхару. Примерно в 18 часов мы уже поселились в гест-хаус в Покхаре и отдыхали после трека.

Читать продолжение: Часть V. Читван.